Любая школа – это духовная колыбель народа, а история школы – это путь становления и её расцвета. Этот путь может быть длинным или коротким, удачным или не очень, быстрым или медленным. Каждая школа – это маленькое государство, в котором сложились свои права учителей и учеников, их обязательства и законы. Наша Маниловская средняя школа не исключение. Когда-то, в 1987 году, в центральной усадьбе колхоза им. Кирова заложили фундамент школы. Вот именно с этого момента и начинается история еще одного храма науки. Школа была построена ударными темпами, но построить и привести здание в должный вид, оказалось только половиной дела. Второй половиной стал сбор, созыв учителей, другими словами формирование педагогического коллектива. Директором еще не открывшейся школы был назначен Галимуллин Рашид Самигуллович. Он приложил максимум усилий для подготовки школы к открытию. Педагогический коллектив был сформирован ,в основном, из молодых учителей – выпускников Иркутского педагогического института. Колхоз им.Кирова предоставил им жилье – хорошие большие квартиры в панельных домах на улице Новой. Приехали семейные пары: Моргуновы Тамара Евгеньевна и Олег Анатольевич, Емельяновы Светлана Валентиновна и Сергей Иванович. Из Маниловской начальной школы перешли учителя Чернова Елена Васильевна, Мастерова Галина Анатольевна, Матвеева Наталья Яковлевна, Петрова Людмила Николаевна. Первым завучем школы была Сучевич Лилия Васильевна. Школа была торжественно открыта 1 сентября 1990 года. Посреди села возвысилось современное двухэтажное здание со светлыми просторными кабинетами, оборудованной учебной мастерской, столовой, кабинетами физики, химии, информатики. Был открыт интернат на 35 мест для детей из деревень Корховская, Занина, Шульгино, которые входили в состав колхоза им. Кирова. На территории школы оборудовали спортивную площадку, игровую площадку, построили теплицу и разработали пришкольный участок. Посадили деревья и декоративные кустарники. Территория школы до сих пор является предметом гордости коллектива: здесь всегда чисто, уютно, а сосновый лес, расположенный за школой. красив в любое время года. Молодой педагогический коллектив школы сразу активно включился в работу. Учителя помогали устраивать концерты, организовывать праздники, турпоходы, сами в них принимали активное участие. В школе во многом учителя играют важную, главенствующую роль. Ведь это именно они должны заинтересовать детей, правильно и увлекательно преподнести им новую информацию, донести до каждого, что именно они хотели сказать и показать, сделать так, чтобы учеба не являлась нудной и напряженной. И все это удалось воплотить в жизнь первым учителям нашей школы. У кого-то еще совсем не было опыта, кто-то не знал, как преподнести себя ученикам, как подойти к проблеме ученика или ученицы, как ответить на вопрос, заданный не по теме, но они сумели пережить все, что их смущало, они сумели научиться всему, повышая свой и жизненный, и профессиональный опыт. В последующие годы в школу приходили новые учителя. В 1991 году приехала из Якутии учитель истории Миронова Альбина Васильевна, уроженка соседнего с Маниловском села Владимир, в 1992 году Зуевы Людмила Петровна и Виктор Юрьевич , которые работали в Якутии в одной школе с Альбиной Васильевной и по ее предложению решили приехать работать в новую школу. Все они были первыми: директор, завучи, учителя, ученики, – все они смогли поднять школу в глазах общественности, смогли показать и доказать, что благодаря труду и взаимопониманию можно добиться высоких результатов. Вместе они формировали обязанности учеников и обязательства учителей, придумывали традиции и устав школы. Всё старались делать вместе, сообща, ведь каждый ребенок – это частица школы, её визитная карточка. Все что ни задумывалось в школе, получалось, плохо ли, хорошо ли, но получалось. Если сказать, что все шло гладко, без каких-либо неприятностей, то никто не поверит. Становление коллектива школы, школьных традиций, выработка «своего педагогического почерка» пришлись на «лихие» 90-е годы. Несомненно, были взлеты и падения, удачи и неудачи, было все, но время неумолимо бежит вперед. Много сил, энергии, душевного тепла, знаний, опыта отдали школе ее учителя. Все время в школу приходили новые учителя, но, к сожалению не все смогли выдержать условия сельского быта. Но до сих пор основной костяк той, первой, команды учителей трудится в нашей школе. Теперь уже педколлектив пополняется нашими выпускниками. В школу вернулись учителями Бахановская Евгения Михайловна, Зеленовская Надежда Владимировна, Шавелкина Анастасия Александровна, Котова Александра Олеговна, Чернов Вадим Георгиевич. В настоящее время педколлектив состоит из 16 учителей. Возглавляет его директор Зуева Людмила Петровна. Ее заместителями являются Емельянова Светлана Валентиновна и Александрова Разифа Сибогатовна. С 2016 года школа имеет структурное подразделение – Маниловский детский сад. Школа является центром культуры на селе. Основными направлениями воспитательной работы продолжают оставаться краеведение и привитие навыков здорового образа жизни. В школе работает краеведческий музей, который был открыт к 95-летию д.Маниловская в 2005 году. Постоянно работают спортивные секции по волейболу и лыжам. У нас много традиций: ежегодный однодневный турпоход всей школой 27 сентября в международный день туризма, мини-фестиваль творчества «Маниловская осень», военизированная игра «Взятие снежной крепости» (февраль), День здоровья ( март), День открытых дверей для родителей ( ноябрь) и другие. Главное в работе коллектива школы, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе защищенным. Наши дети отличаются устойчивыми навыками культуры поведения, у нас отсутствуют обидные прозвища, старшеклассники терпеливо, как в семье, опекают малышей. Наши выпускники гордятся своей школой, любят ее за то, что она была им без преувеличения вторым домом. А школа гордится своими выпускниками, многие из которых уже прославляют ее своими успехами и достижениями в жизни. Вот такая наша скромная история. Наша школа не пережила войны, не разрушалась и не реконструировалась. Она имеет свою историю, в которой каждый человек, каждый член общей команды уже история. И каждый, уходя, оставил в истории школы след воспоминаний, свой след…